Цыганская жемчужина
31 марта примадонна Театра "Ромэн" Екатерина Жемчужная приглашает вас на свой юбилей
Татьяна Хорошилова
Дата публикации 26 марта 2004 г.


Народную артистку России Екатерину Андреевну называют согласно ее же фамилии - жемчужиной цыганской Короны. Победная внешность, редкий вокальный и драматический дар, врожденная пластика.
Когда Екатерина Жемчужная приглашает к себе в гости, а дом ее прямо в центре столицы, невозможно отказаться - так доброжелательно и душевно звучит ее голос. Голос у нее обволакивающий, чарующий, несуетливый.
А как Екатерина Андреевна одевается! Либо вся в белом, либо вся в красном в контраст со жгучими черными волосами и глазами. Красный - ее стихия. Это горячая кровь, это красный бархат театра, это красное платье Кармен.
Она и в жизни вся такая жгучая
Юрий Петрович Любимов, у которого Екатерина Андреевна училась, недавно ее увидел и не смог скрыть восхищения: "Вы такая дама!"
"Катя олицетворяет все лучшее, что есть в цыганах, в народных традициях. Она олицетворяет единственный в мире Театр "Ромэн", - говорит артистка Людмила Касаткина. - В крови цыган живет свобода, а в цыганских женщинах есть что-то особенное, ради чего мужчины могут отдавать свои жизни".
У Жемчужной особый дом, с особым миром. Квартира с высокими потолками, белыми стенами, белыми шкафами, огромными светлыми пространствами. Если свет в квартире холодный, то и хозяева обычно холодные. В квартире Жумчужных обстановка радушная, теплая, сердечная. Домработница Рая в платье-"татьянке", угощая чаем, жалуется, что хозяин дома ничего не ест - только постное, а вместо хлеба - сухари. Потому как Великий пост.
В гостиной висят фотопортреты родных и близких людей. Глава семьи - Георгий Николаевич Жемчужный - народный артист России, профессор РАТИ (ГИТИС). Красавица дочь, Ляля Жемчужная - заслуженная артистка России, выпускница двух факультетов ГИТИСа и одна из любимых учениц Галины Борисовны Волчек. Внуки - Андрей, ученик музыкальной школы, и четырехлетняя Настенька (Анастасия Романовна, как зовет ее бабушка).
И во весь рост - парадный портрет хозяйки, который называется "Невечерняя" - по песне, которую она исполняет.
31 марта Екатерина Андреевна Жемчужная приглашает на свой юбилейный день рождения в ГЦКЗ "Россия". В праздничном вечере примут участие артисты театра "Ромэн" и артисты Театра имени Маяковского, где Жемчужная участвует в спектакле "Братья Карамазовы".
Судьба
Окончив девятый класс, Катя приехала в Москву к родственникам на каникулы. Приехала в одном платье. Тонюсенькая красавица, на руках белые перчатки, на голове бабетта. Попала в Театр "Ромэн" на спектакль "Сломанный кнут". После представления главный режиссер театра Семен Аркадьевич Баркан стал спрашивать, откуда приехала, зачем. Предложил устроить ей просмотр прямо в фойе. Собрались актеры, она пела, танцевала. Приговор был для нее неожиданный: "Мы тебя берем". Так она попала в студию Театра "Ромэн", отучилась четыре года, была зачислена в труппу, чуть позже поступила в ГИТИС. За год после окончания студии сыграла пять главных ролей.
В девятнадцать лет она играла с такими актрисами, как Ляля Черная, Ольга Янковская, Ольга Петрова. Ляля Черная брала ее с собою на концерты, на которых собирались известные на всю страну актеры. Совсем девчонкой участвовала в концертах с Марком Бернесом, Лидией Руслановой.
Это очень важно - видеть ту высоту, которой надо соответствовать.
С будущим мужем Катя познакомилась в студии. Когда она его увидела - невероятно красивого, талантливого, - в голове пронеслось: "Судьба! Судьба".
Он оказался гордым цыганом, а она тоже была не подарок. За пять лет в их взаимоотношениях не было никакой интимности.
Екатерина Жемчужная могла бы учиться в консерватории, куда ее приглашала Нина Дорлеак, жена Святослава Рихтера, но по дороге в консерваторию на углу "Маяковки" Катя встретила Георгия, и вместо экзамена он увел ее в ресторан.
Из театра они вместе ушли (как говорит ее муж, "ради любви") в ансамбль, которым руководил отец Георгия - родоначальник династии Жемчужных, автор музыки к фильму "Табор уходит в небо" (Евгений Дога музыку лишь аранжировал).
Эмиль Лотяну в своем фильме "Золотые цыгане Москвы" посвятил короткий, но выразительный эпизод Ляле - дочери Жемчужной. Родилась Ляля прямо во время концерта ансамбля, которым руководил ее дед и в котором выступал ее отец. Екатерина Андреевна пришла посмотреть концерт, но с концерта ее увезли в роддом.
Еще до окончания концерта конферансье объявил: "У Георгия Жемчужного родился сын!"
Когда после спектакля артисты пили шампанское за сына, молодой отец, ошалев от радости, примчался в роддом, где обнаружил, что его жена разродилась дочерью.
И тогда старейший династии поднял тост: "За цыганскую дочь! Артисткой станет!"
Первую свою роль Ляля сыграла в четыре года. Посмотрев из-за кулис спектакль "Цыганка Аза", она дома нарядилась в мамино платье и бусы. Однажды обеспокоенные родители нашли Лялю лежащей на полу. "Тише, тише, - сказала она, - я умираю".
Кинематограф
Екатерина Жемчужная сыграла в 21 фильме. Ее первым фильмом стал "Вечный зов", где она играла жену Поликарпа Кружилина.
- Мы с мужем были в Доме кино. После концерта к нам подошли двое симпатичных мужчин, желавших со мной о чем-то поговорить. Георгий уже собирался драться. Слава богу, не пришлось. Подошедшие оказались режиссерами Краснопольским и Усковым.
На съемку в Башкирию я летела вместе с Ефимом Копеляном. Нам выделили "кукурузник". Я вырядилась во все белое: брючный костюмчик, босоножечки. Копелян все поглядывал на меня, в его глазах мелькала улыбка. Ее смысл я поняла по приезде: грязь непролазная, народ в телогрейках и резиновых сапогах, а я в босоножках.
- Кто тут моя "жена"? - разыскивал на съемочной площадке артист Вельяминов.
Мы с ним должны были играть "любовь".
- Не буду я целоваться, - упиралась я, - у нас, у цыган, на первом месте во взаимоотношениях стоит верность.
- Катюша, ты же актриса, - уговаривал меня режиссер. - Обнимайтесь...
- Не буду, а то у меня развод будет!
А Вельяминов говорил: "Катенька, ваш муж, когда посмотрит этот фильм, вас любить еще больше будет".
- Ну и как ваш муж реагировал на "любовь"?
- С юмором. Лялечка, дочка наша, еще маленькая тогда была и все спрашивала его: "Мама со съемок не звонила?". - "Да нет, некогда ей, она там замуж вышла".
После "Вечного зова" сыграла цыганку Карму у Татьяны Лиозновой в "Карнавале". Лиознова сказала после съемок: "Твой образ Кармы - это совесть фильма". Были фильмы "Цыганское счастье", "Чардаш Монти". В "Цыганке Азе" сыграла многодетную Стасю. В фильме Сергея Никоненко "Цыганское счастье" играла с Федосеевой-Шукшиной. Потом были "Королева Марго", "Олигарх". Вместе с дочкой снялась в картине "Очищение". Ее действие происходит в женской колонии...
- Судьбы ваших героинь часто трагичны. Но духом они остаются сильны. Сыгранные характеры - это собирательный образ?
- Лишь отчасти. Цыгане ассоциируются в сознании многих с искрометностью, бесшабашностью, а мне ближе глубина, задумчивость. Этими качествами обладают и те женщины, которых я играю.
Кармен
Было время, когда Театр "Ромэн" процветал. Сегодня театр выживает. Но недавняя премьера "Вива, Кармен!" дала шанс вспомнить о единственном в мире цыганском театре. Этот спектакль был бы невозможен без семьи Жемчужных.
Когда Георгий Николаевич приехал в Испанию, он увидел церковь святой Кармен, и с тех пор его стал преследовать образ "не опытной сердцеедки с наметанным взглядом на барыш", а Кармен, которая может быть светлой и отзывчивой.
Екатерина Андреевна впервые выступила в роли продюсера спектакля, Георгий Николаевич - режиссер, а их дочь Ляля сыграла Кармен.
- Екатерина Андреевна, вы гадаете на картах и можете предсказывать судьбу?
- Люди не столько хотят знать свою судьбу, сколько нуждаются в совете. В каждый момент своей жизни человек решает какие-то проблемы. Он как бы всегда стоит перед выбором: поступить так, а не иначе. Гадалки, используя слова-символы, помогают принять решение. Гадание - это психологический сеанс, на который человек приходит за самим собой. Гадающий "считывает" информацию с облика пришедшего, становится сопричастным его душевным волнениям. Карты - инструмент, помогающий "считывать".
- Как вы считаете, судьба каждого из нас предопределена или же мы своими поступками и мыслями формируем будущее?
- И то и другое. Человеку многое дается от рождения, и это многое предопределяет его будущее. Но одному дашь - он потеряет, другой приумножит. Поэтому многое в судьбе зависит от поступков и движений души. Гадаем, когда просят подруги, и даже когда карта плохо ложится, не рассказываем плохого. Мама говорила, что так цыганки гадали и в войну женам фронтовиков: "Твой муж жив, он вернется" - это очень помогало выжить. Главное лекарство для человека - человек.
- О чем вы жалеете?
- Жалею о том, что не сыграла в кино ни одной музыкальной роли. Я очень люблю романсы, у меня есть сольная программа, но пою редко - времени не хватает.
Скоро выйдет компакт-диск. Он будет называться по коронной песне "Невечерняя". Екатерина Жемчужная ее исполнила 25 лет назад в спектакле "Живой труп". В прессе писали, что она дала этому романсу вторую жизнь.
"Российская газета" поздравляет Екатерину Андреевну с юбилеем, желает новых творческих высот, внимания и любви близких. Вива, Катя!

Используются технологии uCoz